М–Теория
Введение в музыкальную теорию с помощью аналогий из физики и математики
платформа студенческих инициатив
поток
ограниченных
случайностей
выпускные проекты
Курс, на котором участники изучили основы музыкальной теории и начали писать свою музыку. Теоретическая часть занятий была посвящена базовым принципам гармонии и мелодии. Практическая часть проходила в Ableton, где участники создавали свои мелодии, слушали и анализировали результаты. Особенностью курса было понимание музыки через проведение параллели между музыкой и физикой/математикой.
«Курс был построен на понятном физтехам языке: динамическая модель мелодического движения в потенциальном поле устойчивости на метрическом пространстве нот, гармонико-мелодический дуализм и другие знакомые термины»
Преподаватель: Андрей Гагин — мультиинструменталист, композитор, саунд-дизайнер, преподаватель музыкальной теории, выпускник магистратуры «кванты» МФТИ. Опираясь на теоретическое образование, исследует основы природы звука и его восприятия, принципы гармонии и взаимодействия звуков.
Андрей Гагин:
Направляющие курса
I. Инструмент
Метрика пространства нот
Базис музыкального пространства определен математическими интервалами, сопоставляющими ноты со звуковыми частотами.
II. Гармония
Статическая модель
Гармония аккордов возникает структурно, слой за слоем. Аналогичный процесс можно наблюдать при росте кристаллов, где каждый следующий слой-аккорд, опирается на предыдущий, отвечая внутренним принципам структуры.
III. Мелодия
Динамическая модель
Ноты складываются в мелодию подобно движению мяча, брошенного в корзину. Прежде чем опуститься, мяч совершает движение по спирали: бросок, чередование сильных и слабых долей, попадание в цель.
Во время учёбы на физтехе студенты встречают формулы, принципы или теоремы, которые находят отклик в их повседневности. Математические и физические принципы могут резонировать с ежедневным жизненным опытом, интересным и не всегда прямолинейным образом. В выпускном проекте курса М-теория, участники исследовали, каким образом логическая оптика может вдохновлять музыкальное творчество.
Выпускные проекты
Михаил Бакин — студент первого курса ЛФИ, увлекается созданием музыки.
/
Михаил Бакин
D + T -> He + n
Ядерный синтез — реакция в которой атомные ядра объединяются с образованием одного ядра и субатомных частиц, при этом разница в массе проявляется в виде выделения энергии. Подобные процессы приводят в действие звезды и являются источником ядер атомов тяжелее водорода. Две музыкальных динамики композиции: спокойная и нарастающая интерпретируют состояния частиц в момент покоя и момент синтеза.

Интересным аспектом синтеза является неравенство между прямой суммой исходных компонентов и конечным результатом. Подобно тому, как мир комплекснее отдельного представления о его частях, музыка превосходит теоретические рамки и содержит нечто недостижимое для формализованного описания, производную синтеза.
Шашкина Юлия — увлекается танцами, пишет музыку и делает видео
/
Шашкина Юлия
Сила тяги
Парусный спорт — это соревнование, где используются силы природы для передвижения судна по заданному маршруту. Яхта ходит за счёт разницы давлений обтекающих паруса воздушных потоков и компенсации силы дрейфа силой бокового сопротивления её выступающей подводной части. Для парусного спорта важны знание законов гидродинамики, аэродинамики, механики и метеорологии. Невидимые, эти силы, создают магию движения под парусами. Композиция интерпретирует спокойную прогулку на яхте, воду вокруг, влажный воздух и ветер.
Илья Бондаренко — студент второго курса ФИВТ, занимается информационной архитектурой и организацией систем знаний. Пишет экспериментальную электронную музыку.
/
Илья Бондаренко
incomprehensible probability
Трек выражает недоумение автора относительно вероятностной природы квантовой механики. Логическое понимание законов расходится с интуитивными представлениями автора об устройстве мира. Композиция incomprehensible probability материализует протест против идеи о том, что все процессы в мире подчиняются случайности.
nomfli — студент первого курса ФПМИ, музыкант. Пишет электронную музыку, часто используя в записях живые музыкальные инструменты
/
nomfli
Elevator
Пассажиры приветствуются на ежедневном полете на скорости звука. Заходя в лифт, они встречаются с музыкальным виражом, который, как странный сон, преобразует лифт в космический корабль. Человек мечтает о путешествиях, наблюдая звезды за окном, но реальность ограничивает его четырьмя стенами и жужжанием вентилятора. Бас ударяет так сильно, что пассажиры лифта забывают о философии и начинают танцевать под светомузыку. В конце полета они осознают, что ответ на все вопросы — просто наслаждаться каждым моментом и принимать хаос жизни.
Организатор:
Лаборатория Культура
Куратор,
иллюстрации:
Катя Умнова
Преподаватель:
Андрей Гагин
Участники:
Михаил Бакин
Юлия Шашкина
Илья Бондаренко
nomfli